Манаслу 2019

На главную

Планы.

Осенью 2019г. у меня появилась возможность сходить в гималайскую экспедицию. Компания Хуавэй, на которую я работал, закрыла нашу лабораторию в Белвью и меня уволили. Пакет выхода позволял не очень торопиться с переходом на другую работу и я решил обязательно использовать эту возможность. Я хотел попробовать простой восьмитысячник. Из высотного опыта у меня был один семитысячник – пик Ленина и несколько шеститысячников. Я считал, что этого достаточно.

Изначально я хотел сходить Чо-Ойю. Он считается самым простым и самым безопасным из восьмитысячников. Стандартный маршрут идет из Тибета. Однако как оказалось, цены на Чо-Ойю очень сильно поднялись за последние 2 года. Как выяснилось позже, это из-за того, что китайские власти очень сильно подняли цену пермитов на свои горы. Пермиты на Чо-Ойю и Шишапангму с китайской стороны стоят сейчас 9000 долларов. Для сравнения – пермит на Эверест стоит 11000. Кроме цен, сроки подачи документов на Чо-Ойю более жесткие, и я просто не успевал по времени. После того, как Чо-Ойю отпала, следующей в списке была Манаслу. Выбор этой горы был несколько сложнее. В 2012 году там на маршруте обвалился серак и в лагере 3 погибли люди. Это меня конечно беспокоило. После исследования я нашел упоминание, что после этой трагедии маршрут немного изменили и теперь он безопаснее. Как оказалось впоследствии, возможно немного изменили место лагеря 3, а маршрут скорее всего где был, там и есть. Как бы то ни было, эта информация, а так же тот факт что после 2012 г. не было никаких упоминаний о гибели в лавинах, меня немного успокоила. Короче, если другой безопасной горы нет, то нужно объявить безопасной эту.

Я выбрал пару компаний,позвонил им и обсудив детали, попросил прислать контакты бывших клиентов для рекомендаций. Первой мне дала информацию компания Makaluextrem и на ней я и остановил свой выбор. Обычно гималайские туроператоры предлагают либо так называемый базовый пакет услуг, либо полный. В базовый входит весь транспорт до базового лагеря и полное жизнеобеспечение в базовом лагере, но на горе ты должен работать сам. В полный пакет дополнительно входят услуги высотного носильщика/гида на горе. С гидами конечно идти неспортивно, но у меня не было своей команды, и в этом была проблема. Какое-то время я обдумывал вариант идти один. Я знал, что все опасные участки на горе провешены веревками и партнер по связке не нужен. После обдумывания я решил один не идти по следующим причинам:

Исходя из этого я подписался на полный сервис.

Альпинисткую страховку я взял в Global Rescue. Эта вещь абсолютно обязательна для любой гималайской экспедиции. Как члену American Alpine Club, мне полагалась скидка. Еще взял страховку на отмену путешествия от Travelex.

Перелет.

Из Сиэтла в Катманду лечу через Китай с двумя пересадками: Пекин и Куньминг. В Пекине длинная пересадка на всю ночь и я заказал отель - Beijing Wanjia Business Hotel. Китайская виза у меня была. За обмен наличных в аэропорту берут 10 долларов. В отеле никто не говорит по анлийски, и за нас говорят наши телефоны. Утром от отеля в аэропорт идет шаттл. Я понятия не имею, какой мой терминал в аэропорту и в билете он не указан. Гугл в Китае не работает и я становлюсь немного беспомощным. К счастью помогает персонал отеля. В аэропорту в багаже находят зажигалку и заставляют ее оставить.

1 сентября. Катманду.

Непальская туристическая виза на 90 дней стоит 125 долларов. В аэропорту меня встречает шофер и везет в отель. Пыль, чад, куча мотоциклов, ужасный трафик и левостороннее движение.
В отеле все вокруг меня бегают, не дают прикоснуться к вещам, все тащат сами. Прибытия горячей воды нет терпения ждать и моюсь холодной.
Makaluextrem – семейный бизнес Оксаны и Дорчи. Они живут в Катманду, организуют экспедиции в Нерале, Африке, на Эльбрусе. Оба были на многих восьмитысячниках, продолжают активно ходить. Дорчи – руководитель экспедии и гид. У Оксаны была авария на K2, после этого травмирована нога. Она продолжает ходить и в том числе на восьмитысячники, но прихрамывает и ходит медленно. Вечером они подходят в отель, знакомимся, обсуждаем экспедицию.

Отель Tilleju Тамел - туристический центр Катманду

2 сентября. Катманду.

Центр Катманду – так называемый Тамел. Это бесконечные ряды сувенирных лавок и прочей мелкой торговли. Улицы узкие, и в другом городе это была бы пешеходная зона, но тут еще ездят мотоциклы, машины и рикши. Тут же находятся основные архитектурные памятники. Эти в общем памятники разбросаны среди практически трущоб и оставили у меня странное впечатление. Ну зачем кому-то делать замечательную резьбу на воротах, ведущих с грязной улицы в какой-то склад? Кто раньше жил в этих кварталах – для меня осталось загадкой.

Собирается вся группа – 5 человек. Алексис (Россия –Греция - Германия), Катрин (Эстония) – эти идут с гидами, так же, как и я. Даниэл и Дасиана (Румыния) – идут самостоятельно. Получается, что меньше всего высотного опыта у меня, если считать семитысячники. У всех других как минимум по два. Набор стандартный: Ленина, Аконкагуа, Корженевской, Коммунизма. На восьмитысячнике еще никто не был.

Мне нужно было купить высотные ботинки. В Катманду можно много чего купить из снаряжения. Фирменные магазины: North Face, Mountain Hardware, OR, Marmot, Rab и другие расположены одним кластером на выходе из Тамела тут: Еще полно всяких мелких местных магазинов там и сям. В них есть также снаряжение местного пошива и б/у. Я купил ботинки Millet Everest Summit в Gauri Shankar Trekking. Взял за 880 долларов. Ботинки на горе показали себя отлично. В день восхождения ноги не мерзли и на крутых участках голеностоп хорошо держит. Мой совет - если покупать снаряжение в Катманду, и если есть цель посмотреть все что есть, то нужно выделить на это целый день.

Сегодня праздник - Hartalika Teej или Женский День. Вечером идем в район площади Durbar Square смотреть народные гуляния. Всюду на зданиях следы землетрясения 2015 г.

Таких мини-алтарей в городе очень много Площадь Asan Tole Группа в сборе. Слево-напрво: Дорчи, Алексис, Оксана, Катрин, Дэниел, Дасиана Праздник Hartalika Teej. В этот день женщины нвдевают красное.
Здания, невосстнановленные после землетрясения 2015 г. - на каждом шагу Народные гуляния на площади Durbar

3 сентября. Катманду.

Мы должны были стартовать 3 сентября, но вышла какая-то задержка с оформлением пермитов в министерстве. Сегодня у нас церемония – так называемая Пуджа. Это как бы благословение перед горой. Место - Boudhanath Stupa и соседний монастырь. В монастыре лама благословляет каждого участника экспедиции по очереди и выдает ему красный шарф, который положено повязать на рюкзак для успеха восхождения.

Закупаем последние необходимые вещи. Я беру пиво и кока-колу.

Вечером нам наносит краткий визит Billi Bierling. Долгие годы статистику гималайских восхождений вела Elizabeth Hawley, но она недавно умерла. Теперь ее дело продолжила Billy.

Boudhanath Stupa

4 сентября. Катманду - Бесисахар.

Манаслу трек обычно идется треккерами против часовой стрелки. Альпинисты же идут его по часовой:

Причина в том, что на перевал Larkya La подниматься с востока круче и треккерам было бы тяжело. Альпинистам же наоборот нужна разминка перед горой и дорога с востока лучше. Мы должны обогнуть гору на 270 градусов и придти в Samagaun.

Сначала едем в тумане и довольно медленно. Постоянно останавливаемся и пропускаем встречный трафик. Ланч в кафе у реки – жарко и влажно как тропическом павильоне в зоопарке.

Первая ночевка в Besishahar. Потихоньку удаляемся от цивилизации, что видно по комнате в отеле, хотя горячая вода и wifi еще есть. Интересная архитектурная деталь некоторых зданий – свастика. Местные дети из английской школы здороваются по английски.

Мне сказали что в базовом лагере должен работать местный провайдер сотовой связи Sky и если купить местный CDMA телефон, то можно будет звонить из базового лагеря. Я купил в местной лавке тот телефон, который сказали и он даже потом кое-где исправно работал, но только не в базовом лагере.

Древний символ свастики но есть и звезды тоже

5 сентября. Бесисахар - Чамче.

Мы должны были на второй день ехать до Dharapani, но дорогу рызмыло и планируем только до Chyamche. Таким образом, мы теряем уже второй день. Даниэл и Дасиана недовольны. Они идут без кислорода и им очень важна хорошая акклиматизация. Утром вещи перегружаются с вэна на джипы. У каждого участника по 2 баула. В одном вещи, которые могут быть нужны на треке, во втором вещи, которые могут понадобиться только в базовом лагере. Реально оба баула ехали до базового лагеря вместе.

Индийский джип Махиндра Болеро суперпопулярен на дорогах Непала. Собственно говоря, дороги только приходят в Непал и путь их труден. Только недавно построили, в этом году уже размыло.

В Chyamche уже не гостиница, а гостевой дом (guesthouse). Удобства отступают еще дальше, но wifi пока держится. В комнате приходится отражать внезапное вторжение хозяйской курицы. Здесь мы переходим на экспедиционное питание от нашего повара.

Бесисахар Ланч у водопада Гекконы
Чамче

6 сентября. Чамче – Тилче.

Джипы едут по разбитому участку дороги сами, а мы идем по треккерской тропе по противоположной стороне реки. С утра идет дождь. Нас предупреждали, что на треке будет поливать и мы запаслись в Катманду дождевыми накидками и зонтиками. Дожь быстро проходит и начинает жарить солнце. Водопады, бамбук. В поселке Tal садимся опять на джипы и едем до Dharapani. Здесь развилка треков – налево уходит Аннапурна, а направо наш Манаслу. Как мне сказали, гостиницы на Аннапурна треке намного приличнее чем на нашем.

Здесь мы окончательно расстаемся с транспортом. Оттуда идем пешком, экспедиционные грузы едут на ослах, особо ценные грузы несут портеры. Постепенно появляются сосны. Приходим в Tilche. Здесь уже холоднее - люди запасаются дровами. Wifi еще есть, но уже за деньги.

Тилче

7 сентября. Тилче – Як Харка.

С утра туман. Сосны и древовидные рододендроны – к сожалению в это время года не цветут. Приходим в Yak Kharka, Phurti Himalayan Hotel. Wifi и сотовой связи нет. Здесь особенность – изображение не будды, а индуистских богов. Судя по всему хозяева – индуисты. В горных районах больше распространен буддизм, такое у меня сложилось впечатление. Как мне сказали в Непале нет религиозных конфликтов, хотя буддисты не одобряют индуистские жертвоприношения животных.

Группа итальянских альпинистов здесь обедает и они оказывается хорошо знают нашего гида Пасанга. Гидов у нас три не считая Дорчи - Пасанг, Пимчеринг и Норбу. Персональный гид у каждого участника. Пасанг наверное самый опытный, опять таки не считая Дорчи. У него в активе то ли 30, то ли 31 восхождение на восьмитысякник. Собственно он не просто Пасанг, а Пасанг Лама – то есть его предки были ламами. Самый молодой - Норбу и реально он был больше гидом – стажером и высотным носиьщиком. Ну и конечно сам Дорчи. Кроме гидов еще был повар и еще несколько ребят, которые помогали на кухне и в базовом лагере, но их имена я так и не выучил.

ланч в Карча ступени, которым - века

8 сентября. Як Харка - Бимтанг.

В этот день самый короткий переход, наверное спланирован так, чтобы отдохнуть перед перевалом. Опять идет дождь. Из леса выходим в зону старых морен. Приходим в Bimthang. Говорят, этого поселка раньше не было, и его построили только когда открылся Манаслу трек. Wifi и сотовой связи нет и я перехожу на InReach.

9 сентября. Бимтанг - Самдо.

В этот день идем через перевал Larkya La (5160 м.) Выходим в 3 утра. Когда рассветает, впервые видим большие горы. В маленькой хижине пьем чай. На стене портрет Далай – Ламы. Говорят, в Тибете такие портреты запрещены. Сразу за перевалом голубое озеро. Приходим в Samdo.

Самдо школа

10 сентября. Самдо – Самагаон.

Сегодня короткий переход в Самагаон. Не доходя до поселка тропа отходит наверх в базовый лагерь. По ней идут караваны ослов со всевозможными грузами. Дэниел спешит акклиматизироваться и идет один прямиком в базовый лагерь. Он уже пытылся взойти в прошлом году. Дошел до лагеря 4, но у него возникла проблема то ли с печенью, то ли еще с каким-то внутренним органом и на вершину он не взошел. В этом году он непременно хочет взойти, он очень целеустремлен и как-то напряжен.

Весь отель забит экспедициями, всюду пакуют и грузят снаряжение. Все экспедиции должны здесь перегрузить грузы на местных ослов и раздать местным носильщикам. Только они имеют право везти грузы в базовый лагерь, таковы здесь условия ведения бизнеса.

Иду гулять по поселку. Второй раз уже вижу какое-то явно культовое сооружение, вдоль которого навалены плоские камни. На камнях тексты с мантрами и барельефы. На мой взгляд это – произведения искусства. Почему они свалены как попало в кучи, осталось для меня тайной. Дома в горных районах Непала часто сложены из камней без цемента. Как мне объяснили, потому что цемент дорогой. На крышах часто поверх шифера навалены плоские камни, возможно для веса.

В отеле опять есть wifi, но платный и плохой.

Ступа - культовое сооружение Очень типичная арка с тремя башенками Камни с мантрами и изображениями будды Навалены кое-как. Зачем - непонятно. Караваны идут в базовый лагерь Ступа на входе в Самагаон Отель Самагаон Опять резьба на кучах камней
Обратите внимание какая ровная кладка Ступа с фресками Местные флаги похожие на средневековые

11 сентября. Самагаон – Базовый лагерь.

По плану у нас сегодня должен быть день отдыха в Самагаоне, а шерпы должны идти оборудовать базовый лагерь. Так как мы потеряли уже 2 дня, все клиенты кроме Алексиса решили идти в этот день в базовый лагерь, чтобы наверстать один день и побстрее акклиматизироваться. Дэниэл уже в базовом лагере со вчерашнего дня. В базовом лагере Makaluextrem стоит на самом верху. Высота около 5000 м. Только пришли в базовый лагерь, полил дождь. Чтобы не мерзнуть, я пытаюсь помогать шерпам мостить места под палатки, но надолго меня не хватает. Шерпы напрасно подстелили под палатки клеенки. Там где с краю на них попал дождь, вода протекла под палатки. Хорошо, что нам дали толстые поролоновые матрасы, они приняли на себя первый водяной удар, правда потом они не просохли до конца экспедиции. Впоследствии нам выдали еще и пенку на всю площадь палатки, что образовало некий стабильный участок суши над этим болотцем.

12 сентября. Базовый лагерь.

Идет дождь. Гору не видно. Вышла какая-то задержка с портерами в Самагаоне и Оксана с Дорчи в этот день еще не пришли в базовый лагерь. Шерпы заняты оборудованием базового лагеря, установлены палатка – столовая и палатка – кухня.

Дэниел уходит в лагерь 1, в базовый лагерь из Самагаона подходит Алексис.

13 сентября. Базовый лагерь – Лагерь 1.

В этот день все клиенты решают идти в лагерь 1 акклиматизироваться. Лагерь 1 еще не оборудован и не подвезли стойки для палаток, но Дасиана любезно предлагает мне и Катрин спать в ее 3-х местной палатке. Алексис идет радиально.

Перила начинаются практически сразу же после выхода на ледник. Раньше перила провешивали совместно шерпы из экспедиций на горе. Теперь система другая, по крайней мере на Манаслу. Провешивание веревок на стандартных маршрутах как бы входит в стоимость пермита. На провешивание государство объявляет тендер и нанимает фирму-контрактора, обычно одну из экспедиций. Говорят, что качество работ после этого упало и часто возникают скандалы. Я сам убедился, что провешивают они как бог на душу пошлет. Две веревки связывают в том месте, где закончилась первая, приэтом такие мелочи как рельеф не учитываются. Перестежка на краю трещины – обычное дело. На крутых участках, где образуется паровоз, можно было кинуть вторую веревку,в нескольких метрах сбоку, но часто этого не делается. И так далее. Веревка используется статическая, корейская. Она вся сплетена из волокон, без оплетки. Говорят, что она лучше стандартной тем, что не пропитывается водой и не оледеневает. Это правда, могу подтвердить. Жумар держит на ней нормально. Веревки вешаются каждый сезон новые.

Путь в лагерь 1 относительно пологий. Шерпы тащат грузы обгоняя нас и слушают непальскую музыку. Высота 5700. Приходит Дэниел. Он уже сходил в лагерь 2.

Ночью меня преследует дыхание Чейна-Стокса. Идет снег. Палатка Дасианы однослойная и к утру внутри собирается конденсат.

Вид на базовый лагерь Гималайская перильная веревка Лагерь 1

14 сентября. Лагерь 1 - Базовый лагерь.

Утром развиднелось и мы в первый раз видем свою гору. Путь в лагерь 2 хорошо просматривается. Видно, что он небезопасен, так как проходит недалеко от зоны обвала сераков.

Спускаемся вниз. Наконец-то подошли Оксана с Дорчи и портеры принесли оставшиеся грузы. В лагере появился душ и туалет.

Перед экспедицией положено провести отдельную Пуджу в базовом лагере. Выбор монаха – ламы для Пуджи – дело серъезное. Хороший лама должен не просто испросить для экспедиции благословение богов, но и постоянно потом за экспедицию молиться. Снизу приходит лама с помощником. По слухам этот лама очень хороший и он проводит Пуджи в разных районах на разных горах, куда его приглашают. Накануне шерпы сооружают из камней ступу, увенчивают ее традиционными флажками. Перед ступой разводят костерок, в котором разжигают благовонные веточки. Подносится все личное снаряжение, которое тоже обязательно благословить. Поются священные мантры, боги задабриваются развеиванием риса. Все участники и шерпы опять по очереди благословляются и икаждому выдается шарф номер два, на этот раз белый.

Гора. Путь в лагерь 2 идет левее центрального гребня сераков. Путь в лагерь 2 Путь в лагерь 2 - крутой участок Сераки над тропой в лагерь 2
Слево направо: душ, палатка Оксаны и Дорчи, туалет

15 сентября. Базовый лагерь.

Сегодня день отдыха. Типичный день в базовом лагере, и в нем три главных события: завтрак, обед и ужин. Нам явно повезло с поваром. Оксана сама из Сочи и смогла его даже научить готовить кое-что из кавказской кухни. Днем можно читать книги и слушать музыку. Вечером обычно посиделки. Говорим, слушаем гималайские рассказы Оксаны.

16 сентября. Базовый лагерь – Лагерь 1.

Начинаем главный акклиматизационный выход с целью заночевать в лагере 2 или лучше в 3. Сегодня идем опять идем в лагерь 1. В этот раз идем с шерпами, которые тащат палатки – все как полагается. Акклиматизация улучшается и вместо 5 часов, как в прошлый раз, доходим до лагеря 1 за 4.

Makaluextrem использует палатки непальского производства. Они в общем неплохие, но есть недостатки. Когда идет снег, молнии как-то забиваются льдом и открыть такую молнию становится целый геморрой. Шерпы несут палатки ставят палатки, тащат еду и готовят. Клиенту в общем ничего делать не нужно. Пришел в лагерь и можно отдыхать. Халява.

17 сентября. Лагерь 1 – Лагерь 2.

На пути в лагерь 2 начинаются «технические» участки. Через трещины проложены алюминиевые лестницы, примерно как на Райнире. Есть один довольно крутой участок – метров 15. Я на нем использую кроме жумара ледоруб. На 6000 приходится отдыхиваться. Лагерь 2 на высоте 6300. Чуть побаливает голова.

На горе использаем рации Баофенг:. Их купил в Канаде Владимир – бывший клиент и хороший знакомый Оксаны. Он переслал их мне, а я привез в Катманду. Рации очень хорошие, весь маршрут перекрывают без проблем. Точного времени для связи нет, но на связь с базовым лагерем выходим постоянно. Обычно рацию несет гид. Оксана часто зовет Дорчи по семейному: «зайка». Так что на горе позывной «зайка» безошибочно дает нам понять, что зовут нас.

Путь в лагерь 2 Лагерь 2

18 сентября. Лагерь 2 – Лагерь 3.

Путь в лагерь 3 относительно короткий. Опять участки с жумареньем. Лагерь 3 стоит на 6700. Сейчас ставят правее, под защитой гребня. Левее идут потенциально лавиноопасные склоны и еще выше сераки, один из которых упал в 2012 г. Вообще есть еще более безопасное место, если подняться еще выше. Там есть широкая седловина, на которую кажется ничего не должно свалиться. Не знаю, почему не ставят там.

В палатке не могу читать – как только начинаю, сразу болит голова. Всю ночь идет снег.

Лагерь 3

19 сентября. Лагерь 3 – Базовый лагерь.

Акклиматизационный план выполнен и валим вниз. На крутых участках соответственно дюльфера. В этот выход я впервые заметил, что Дэниел как-то медленно идет. Все более-менее акклиматизировались, а он вроде как меньше других, несмотря на то что начал выходы на высоту раньше всех.

Сегодня нас учат обращаться с кислородными баллонами и масками. Я вообще надеюсь обойтись без кислорода. Makaluextrem использует баллоны и маски производства TopOut: Говорят, они дороже, но самые лучшие.

Вечером в базовом лагере повар расстарался вовсю. Снизу поднесли барашка и у нас ресторанный ужин. Кстати в базовом лагере никаких животных нельзя убивать – рассердятся боги.

20 сентября. Базовый лагерь.

Сегодня день отдыха. Наконец-то хорошая погода. Все сушат мокрые вещи.

Повар продолжает нас удивлять и ухитрился испечь пирог не имея печки – на пару. Этим вечером говорим про детали страховки для альпинистов. По-моему у всех клиентов в этот раз Global Rescue. Это считается очень хорошая страховка. Но бывает часто что альпинисты из Европы и России берут страховку, которая оказывается проблемной. Например, бывают ситуации когда человек умирает на горе, а страхового агента не могут убедить послать вертолет. Никакие спасработы в Гималаях не проводятся без гарантии оплаты. Рекомендуемая минимальная сумма страховки – 100 тысяч долларов.

21 сентября. Базовый лагерь.

На 24-25 сентября обещают окно хорошей погоды. Манаслу вообще очень сырая гора, в чем мы уже убедились сами. Весь муссонный период идут сплошные осадки до конца сентября. Обычно в конце сентября открывается окно хорошей погоды и вся толпа ломится на вершину. Иногда бывает еще окно в начале октября и после этого уже наступает зимняя непогода. Экспедиция получает прогноз просто с mountain-forecast.com. Оксана с Дорчи просто звонят в офис в Катманду и им передают прогноз. Кстати CDMA телефоны Оксаны и шерпов тут в основном работают, в отличие от того, что я купил. Кроме этого, у большинства участников есть InReach, а у Дэниела спутниковый телефон, поэтому недостатка в прогнозах нет.

Несмотря на то, что время поджимает, я решаю взять еще один день отдыха перед восхождением. Так же решают Катрин, Дэниел и Дасиана. Алексис вернулся с акклиматизации на день раньше и он уходит на гору сегодня с Пасангом.

22 сентября. Базовый лагерь - Лагерь 1.

Сегодня старт. К личным вещам добавляется пуховый костюм. Мой личный гид будет сам Дорчи – руководитель экспедиции. Пимчеринг идет с Катрин, а Норбу они пока клиентов не доверяют, хотя на гору он идет. Кстати, гиду можно отдать и личные вещи, спальник например - он все потащит. У нас так участники делали, но я все свое барахло тащил только сам. Глядя на Дорчи кстати сложно сказать, что он ходил 2 раза К2 и траверс Лхоцзе – Эверест без кислорода. У него даже есть небольшой животик. Но на горе прет как танк, да еще с каким грузом. Все гиды Makaluextrem в этой экспедиции очень сильные.

Опять приходим в лагерь 1 часа за 4. Идет снег.

Вид на базовый лагерь Лагерь 1

23 сентября. Лагерь 1 – Лагерь 3.

На 26-е прогноз хуже. Если мы хотим взойти 25-го, нам нужно сегодня подняться в 3-й лагерь. Мы с Дорчи так решаем и сделать. Катрин, Дэниел и Дасиана идут до лагеря 2.

В этот сезон на гору шел один француз без ноги. Когда мы прошли крутой участок, он как раз спускался. Его товарищ его страховал, а он потихоньку шел вниз на одной ноге и специальных костылях.

В лагере 2 отдыхаем около часа и идем дальше в лагерь 3. Там встречаем Алексиса и Пасанга. В этот раз я захватил с собой наушники чтобы в палатке вместо чтения слушать музыку. Голова впрочем уже почти не болит.

Лагерь 1. За ночь подзамело Следы обвала сераков Следы обвала сераков Вид на лагерь 1 Альпинисты идут в лагерь 4

24 сентября. Лагерь 3 – Лагерь 4.

Многие начинают использовать кислород из лагеря 3. Все шерпы, по крайней мере наши идут от лагеря 3 с кислородом, но с ними понятно, они тащат большой груз. Я говорю Дорчи, что иду в лагерь 4 без кислорода. Он мне отвечает, что мне все равно кислород понадобится после лагеря 4 и нужно туда принести мой баллон. Я ему говорю – оставь здесь, я хочу на вершину попробовать без кислорода, он мне говорит – нет, нет, я понесу твой баллон.

Алексис идет впереди бодро с кислородом, я иду без кислорода и стараюсь не отстать. Дорчи идет с кислородом и тащит палатку – 6кг. и мой кислородный баллон – 4 кг. Постепенно угол подъема увеличивается и скорость впереди идущих уменьшается. Перед вертикальным участком образуется пробка и это очень надолго. Каждый пытается пролезть кто во что горазд. Некоторые видать толком не умеют использовать передние зубья кошек и отчаянно скребут по льду боковыми. Когда приходит моя очередь, опять использую жумар плюс ледоруб. Работает хорошо, но наверху приходится отдыхиваться минуты две. Высота все таки 7000. Из-за этих пробок теряем много времени и в лагерь 4 приходим в 4 часа. Высота 7450.

Завтра вершина. Алексис посапывает через кислородную маску. Я пытаюсь спать между пробуждениями, когда организм напоминает, что нужно дышать. Где-то в 10:30 вокруг начинаются зовы походных труб и о сне приходится забыть. В 11 в палатку просовывается Пасанг с криком «кофе готов». Я говорю что идите все на фиг, пока я не нормально не отдохну, я ни на какую вершину не иду. Алексис собирается и уходит на вершину с Пасангом. Где-то к 12 последние восходители вокруг уходят, все затихает и мне удается опять задремать.

Лагерь 4

25 сентября. Лагерь 4 – Вершина - Лагерь 3.

В 1:30 меня будит Дорчи. Теперь я готов идти. Выходим в 2:30. Расклад тот же. Я иду без кислорода, Дорчи тянет мой баллон в полной уверенности, что он мне еще понадобится. Может он и прав, не первого все-таки клиента на гору ведет. Норбу идет с нами.

Сначала никак не могу войти в ритм и теряю дыхание. Потом потихоньку нахожу приемлимый темп. Температуру я не посмотрел, но говорят было где-то -20C. Ветра нет. В пуховом костюме не холодно. Ногам тоже тепло. Я накануне закинул в спальник внутренние ботинки и сухие носки. К сожалению я не сделал то же самое с варежками. Руки подмерзают и мне приходится останавливаться и их отогревать. Дорчи предлагает поменяться варежками. На вид его варежки не теплее, но внутри прогретые и это решает проблему. Всегда до дня восхождения мы с Дорчи шли примерно с одинаковой скоростью – потому что он тащил огромный рюкзак. Но сейчас ситуация явно иная. Дорчи и Норбу идут с кислородом намного быстрее меня и им приходится часто останавливаться и меня поджидать. Мне это не нравится, поскольку знаю по себе, что постоянно кого-то ждать, это геморрой – начинаешь мерзнуть. Примерно на 7700 начинает покалывать правый бок. Дорчи настойчиво предлагает надеть маску. Я решаю попробовать и бок мгновенно проходит. Я иду чуть-чуть на минимальной подаче и понимаю, насколько это легче, даже несмотря на лишние 4 килограмма. Понимая, что с этой иглы мне уже не слезть, иду дальше с кислородом.

Рассветает. Основная толпа где-то в районе вершины. Мы идем по свободной тропе без пробок. Ближе к вершине угол увеличивается, следы становятся хуже и снег более рыхлым. Даже с кислородом я бы не сказал, что легко идти. На вершине места мало, и все поднимаются фотографироваться маленькими группами. Когда мы поднимаемся, как раз спускается Алексис. Ему пришлось ждать очереди больше 2-х часов. Я рад, что мы вышли позже всех. 7:30. До вершины шли 5 часов.

Минут 20 фотографируемся и идем вниз. В лагерь 4 спускаемся в 10:30. Мы с Алексисом решаем чуть поспать, но скоро нужно идти дальше вниз. В лагерь 4 продолжает ломиться снизу народ. Веревка одна и для подъема и для спуска и это заставляет спускающихся прибегать к какой-то нестандартной тактике. Я пытаюсь пропускать кластеры поднимающихся и спускаться между ними. Более опытные в таких ситуациях шерпы просто вклиниваются между жумарами поднимающихся.

Встречаем Катрин и Пимчеринга, поднимающихся в лагерь 4. Ниже встречаем Дасиану. Уже в нижней трети встречаем Дэниела. Время уже больше 3-х часов, во сколько же он собирается прийти? Дорчи какое-то время убеждает его повернуть назад, так как слишком поздно. Следуют аргументы, что так как 3 гида уже идут с горы вниз, то у экспедиции нет ресурсов спасать его, если что. Дэниел говорит, что идет на свою ответственность и продолжает подъем.

Ночуем в лагере 3.

Вершина Поднимающиеся в 4 лагерь Вид на лагерь 3. Кажется он в безопасном месте. Хотя выше на седле было бы лучше. Лагерь 3

26 сентября. Лагерь 3 - Базовый лагерь.

Хоть прогноз уже плохой, толпы продолжают идти вверх. Почему-то именно японцы спрашивают – «summit ?» и после ответа «yes» начинают поздравлять.

В лагере 1 нас ждет один из помощников повара, который нас пришел встречать с кока-колой, ред буллом и колбасой.

В базовом лагере конечно поздравления. Пока мы были на горе, к нам в базовый лагерь пришел офицер связи нашей экспедиции. Узнаем последние новости начиная со вчерашнего дня. Катрин с Пимчерингом поднялись в лагерь 4. Позже пришла Дасиана. Поскольку их с Дэниелом палатка была внизу с Дэниелом, Катрин и Пимчеринг взяли ее в свою палатку, приютили и накормили. От Дэниела допоздна не было никаких вестей. Ночью решили начать какие-то действия по его розыску. Тут помог офицер связи. Он просто передал всем экспедициям по рации, что нужно в районе 4 лагеря помочь найти такого-то альпиниста и все там быстро зашевелились. Офицер связи на горе довольно большой авторитет. Как выяснилось, Дэниел пришел в лагерь 4 в районе 12 ночи, поставил свою палатку рядом с тропой и решил день отдыхать. Утром Катрин с Пимчерингом взошли на вершину, на спуске встретили Дасиану, которая шла без кислорода. Как потом выяснилось, она тоже успешно взошла без кислорода – молодец! Катрин с Пимчерингом спустились в лагерь 3.

27 сентября. Базовый лагерь.

Усиленно отдыхаю. Где-то к обеду спустилась Катрин. У Дасианы и Даниела нет раций и от них нет никаких вестей. Раньше Катрин и Дасиана обменивались сообщениями через свои InReach, но сейчас Дасиана почему-то молчит. Офицер связи уехал и больше не может нам помочь. Все сидим как на иголках. В особенности Оксана. Формально Дасиана и Даниел идут без гидов, но все-равно какая-то ответственность лежит на фирме. Любой смертный случай с клиентом – это расследование. Из Румынии начинают звонить родственники Дэниела.

Погода на горе испортилась и большинство экспедиций спустились из 4 лагеря. Оксана пытается связаться с теми кто остался и попросить проверить палатку Дэниела, благо она у него легко узнаваемая. Те отвечают, что тут вообще метет метель и им совсем не до поисков чужих клиентов. Катрин пытается вызвонить по InReach Дасиану, и наконец от той приходит ответ, что она спускается. Дасиана подходит в базовый лагерь уже поздно вечером. Выясняется, что в ее InReach mini почти села батарейка. От нее узнаем, что Дэниел собирался идти на вершину в 9 вечера 26-го, то есть сутки назад. С тех пор от него никаких вестей.

28 сентября. Базовый лагерь.

Утром свежие новости и они не радуют. Объявился Дэниел. Где-то ночью он сам начал звонить по своему спутниковому телефону в Румынию и из его слов, следовало что он спускается в лагерь 3. Оксана сразу-же попыталась с ним связаться, но из разговора сразу стало понятно, что он не в своем уме. В 4 лагере еще оставалась экспедиция компании Seven Summit Treks (не путать с российской Клуб 7 Вершин). Позвонили их руководству, объяснили ситуацию. Так мол и так, нужна помощь клиенту в районе 4 лагеря. Если будем спасать сами, то пока до него дойдем, он умрет. Те дали ответ – можем помочь, цена 6000 долларов. Вопрос, кто будет платить? Если начать вызванивать страховую компанию, за это время он точно умрет, а действовать нужно быстро. В конце-концов оплату клятвенно обещала Дасиана. Те пошли его искать и скоро нашли. Он был не ниже 4 лагеря, а выше! Было это в 4:30, то есть он полтора суток был где-то на высоте 7500 – 8000 без кислорода. На тот момент, когда его нашли, он был неадекватный и не мог самостоятельно идти. На него сразу одели кислород, и с кислородом он смог идти с сопровождением вниз.

Весь день ждем новых известий - спускаются в лагерь 3, в лагерь 2. Между тем нужно вызывать на завтра вертолет, чтобы везти его в госпиталь. Ведутся долгие переговоры со страховой компанией. Каким-то непостижимым образом не могут найти номер его страхового полиса, и приходится искать в офисе в Катманду. Наконец-то вертолет заказан на завтра на утро. Погода стоит плохая, но завтра утром ожидается окно.

В лагерь 1 выслали нашего Норбу, чтобы уже он уже свел Дэниела до низа. Они приходят вдвоем уже поздно вечером. На вид Дэниел выглядит не так уж плохо и здравый рассудок к нему вернулся. Расспросы. «Зачем же все-таки пошел?» – «Очень хотел сходить». «До вершины дошел?» - «Не помню» (как передали другие по рации, на вершине его видели). Позже он еще рассказывал, что ему казалось, что он идет с какой-то горы в Румынии, проходит какие-то горные приюты, в которые его не пускают. Двое его спасателей прочно отложились в его памяти числом четыре.

Пальцы на руках обморожены несильно, а вот с пальцами на ногах все гораздо хуже. Нужно в госпиталь, и чем скорее, тем лучше.

29 сентября. Базовый лагерь - Самагаон.

Я собрал баулы с вечера и рано утром готов идти. Погода действительно с утра стоит хорошая – на прощание. С утра должен прилететь вертолет, забрать Дэниела. Однако, когда мы доходим до вертолетной площадки садится туман. Вертолет вроде как подлетает, но по рации сообщает что сесть в этих условиях не может и улетает обратно. Какое-то время мы с Дорчи Дэниелом, Дасианой и Катрин ждем все вместе, потом мы с Катрин решаем идти вниз, от нас все равно ничего не зависит.

За все время экспедиции стада ослов размесили на тропе непролазную грязь. В Самагаоне ее не меньше. В гостинице как обычно толпа, даже еще больше чем в прошлый раз. Часто обратно не идут по треку, а летят на вертолете. До ближайшего поселка, откуда можно уехать, вертолет стоит по моему долларов 400. Я точно не знаю, поскольку в мой сервис вертолет был включен. Однако погода стоит нелетная и всем, спускающимся вниз улететь трудно.

В Самагаоне в основном провожу время на кухне. Там тепло, есть wifi (за деньги и плохой) и можно заказывать разные блюда и восстанавливать подорванное восхождением здоровье. Вертолет так и не прилетел, и Дэниел приходит вечером своим ходом в Самагаон. С обмороженными ногами – герой!

30 сентября. Самагаон.

С утра прилетает специальный вертолет за Дэниелом и его увозят в госпиталь в Катманду. Дасиана его сопровождает. Спускается вниз руководство экспедиции и основные грузы. Опять какие-то проблемы с местными монопольными портерами – часть баулов неизвестно где.

Мы улетаем по плану завтра чартерным вертолетом. Катрин ждет в Катманду муж, который туда специально прилетел ее встречать, и она хочет лететь прямо в Катманду. Вроде договорились с вертолетной компанией посадить ее на какой-то рейс, но что-то не выходит и она весь день проводит на хелипэде впустую.

Вечером мы в последний раз отведываем блюда отнашего повара. Мы летим, а шерпам еще долгий путь домой – через перевал Larkya La в обратную сторону и далее.

1 октября. Самагаон – Катманду.

Ночью пропавшие баулы чудесным образом находятся и нам можно лететь. В Самагаон летают вертолеты 2-х компаний. Те вертолеты, что я видел - все одинаковые, производства AirBus, пятиместные, только выкрашенные в разные цвета. Через 20 минут мы в поселке Arkhet, где стоит жара. Катрин оттуда пересаживается на вертолет до Катманду, а мы на Тойоте Лэнд Крузер едем прямиком туда же.

Катрин летит из Архета прямо в Катманду

2 октября. Катманду.

Затариваюсь сувенирами. Мой обратный билет на 8-е, но я не хочу долго сидеть в Непале и билет удается поменять. Завтра домой, а сегодня прощальный ужин.

Послесловие.

Итог таков. Все клиенты взошли на свой первый восьмитысячник. Гиды прибавили к своим десяткам восьмитысячников еще по одному. Катрин стала первой эстонской женщиной, взошедшей на Манаслу. Дасиана взошла без гидов и кислорода. Дэниел осуществил свою мечту со второго раза. Он потерял на левой ноге большой палец и на правой 4 маленьких. Главное, что сможет ходить на восьмитысячники и в будущем.

Заметки по снаряжению.

1. Пуховый костюм. Я читал дебаты, что лучше – пуховый костюм или отдельно пуховка и штаны. Обычно указывают недостаток пухового костюма в том, что если жарко, то на маршруте его нельзя снять, так как поверх него надета обвязка. В этом случае обычно верх расстегивают и повязывают вокруг бедер. Я так делал один раз на спуске в 3-й лагерь и могу сказать, что никакой проблемы здесь нет. Я – однозначно за пуховый костюм. Во первых он эффективнее, лучше защищает талию, под него никогда не задует ветер. Во вторых он удобнее на маршруте. Обвязка и все снаряжение на тебе легко доступны, в то время как толстая пуховка обычно мешается. В третьих он легче по весу чем пуховка плюс штаны. Огромное большинство восходитлей использовало именно костюмы.

2. Ботинки. Тут все просто. Есть высотные ботинки для 8000 метров. Их и нужно брать. Какая компания лучше – не могу сказать, но главное чтобы нога в ботинке была свободна.

3. Рукавицы. В день восхождения советуют брать 2 пары – на всякий случай. Вдруг рукавица потеряется, это может быть большая проблема. У меня были Marmot – что-то типа этих и OR Alti-Mittens: Эти варежки двойные и я их брал с тем расчетом, чтобы можно было вместо внутренних варежек использовать перчатки и в перчатках работать с веревкой и фотографировать. На самом деле эта тактика почти не пригодилась. Перестегиваться можно было не снимая верхних варежек. В ручку жумара рука в верхней варежке хоть с трудом, но влезала. Ну и так как я использовал фотоаппарат, а не смартфон, то и фотографировать вполне получалось не снимая варежек.

4. Ледоруб. У меня был Corsa-Nannotech и к нему лямка (leash). Он прекрасно работал на крутом льду в дополнении к жумару. Свободного ледолазания на маршруте не было.

5. Кошки. Чаще всего используют гибридные с жесткой пяткой и пластиковой петлей на носке. В принципе, любые технические кошки подойдут.

6. Спусковое устройство. Для дюльфера на провешенных гималайских маршрутах рекомендуются восьмерки. С ними легче работать. Да, они крутят веревку, но веревка дольше сезона все равно не служит. Моя восьмерка дождалась своего применения с 2003 года.

7. Спальник. Нам советовали брать 2 спальника: один для базового лагеря, другой для горы. На мой взгляд смысла в этом не так уж много. Я оставлял теплый спальник в лагере 1 на акклиматизационном выходе и экономил себе вес на первом переходе на восхождении – ну в общем то и все. Спальник на гору нужен чем теплее, тем лучше.

8. Коврик. Я брал два. Под низ пенковый и сверху него надувной Брать один надувной я тоже пробовал, и спать было не холодно, но холодно сидеть в палатке. Шерпы брали один пенковый и вроде не мерзли.

9. Термос/бутылки. Я брал термос с горячим чаем до 4 лагеря, а на восхождение брал две бутылки с водой во внутренних карманах костюма.

10. Pee-bottle. Оказывается - очень удобная вещь. Почему я ей раньше не пользовался?

11. Часть вещей, не нужных в верхних лагерях, мы оставляли в нижних. Я, например в 3-м лагере переоделся в пуховый костюм и оставил все гортексы, чтобы лишнее не тащить. Воровство из лагерей говорят редко, но встречается. У нас, слава богу ничего не пропало.